Хрупкие и тактильные. На мир глазами гончара.

 @nadyavoroshilova познакомилась с керамикой почти 7 лет назад, создала свой бренд, который еще тогда задумывала как мастерскую из одного человека, и начала работать для себя — со своими людьми и только в своей философии. 

 

Мастерская, где уютно, тихо и творчество в полумгле. Здесь создается своя керамика: без ярких покрытий и глянца и каждый процесс — от первого звонка и разминания глины до обжига и упаковки — дело рук одного человека.

 

В этой мастерской все особенно, почти каждая деталь здесь рукотворна, ничего лишнего и все вещи — отражение человека. Стол для упаковки собран самостоятельно, на полочках уголка, что назван кухней, коллекция своей керамической посуды в перемешку с изделиями от других гончаров, небольшая кофемашина — для перерыва на стаканчик черного свежеобжаренного, выход на балкон, который будто переносит нас из Москвы в далекий от центра участок — там лес, слышно речку и никаких высоток и шума мегаполиса.

 

Так началось знакомство с Надей и переступив порог мастерской мы поняли, что этот человек другой — она увлечет нас в свою историю, погружая и восхищая.

 

 

Расскажи немного о том, как ты пришла к гончарному делу? Как впервые соприкоснулась с глиной?

    

 - Случайно. Случилось это около 7-ми лет назад: я просто проснулась и мне захотелось покопаться с глиной, на тот момент я работала в Британской высшей школе дизайна координатором учебных проектов, мы делали учебные программы, помогали все это организовывать. Меня всегда влекло что-то делать руками: очень много фотографировала и печатала фото, шила и прочее тактильное. Но глины и керамики на горизонте совсем не было, и я даже не знаю откуда взялась эта идея. Но идея взялась, и я записалась на мастер-класс — обыкновенный развлекательный, села за круг и поняла, что вот то, чем я точно должна заниматься.

 

 

Получается уже 6 лет ты в керамике, а когда ты начался путь керамиста как профессии ?

 

     - 6 лет с этапом обучения, в качестве профессии — 3 года 

 

В студии ты абсолютно одна, почему ты выбрала такой формат для себя и не работаешь в команде?

 

    - Это просто черта характера. Не могу сказать, что мне сложно общаться с людьми — всегда чувствовала себя комфортно, и опыт руководителя был. Но если у тебя команда, то ты неизбежно превращаешься в менеджера. А быть менеджером и творцом—это достаточно разнонаправленные процессы: когда ты что-то создаешь, то это более интроверсивный процесс, а когда ты что-то организовываешь — противоположный. И тебе так сложно переключаться между этими процессами ежеминутно. Когда ты один, то ты разграничиваешь время для себя: сегодня я — создатель, а завтра — менеджер, и эти роли не пересекаются. Но когда у тебя при этом команда, тебе очень сложно уходить в режим создания с головой - а он для меня самое важное!

 

Если ты все делаешь одна, то ты скорее всего не берешь много проектов - как ты понимаешь кто твой человек, а кто не твой? С кем ты будешь работать, а с кем нет?

 

   - Ой, это же чувствуется, это же как любовь! Ты сразу понимаешь твой человек или нет, у вас коннект или нет — это все эмоционально!  Это видно уже по переписке и после обязательно идет личное общение, по которому я понимаю, смотрим мы в одном направлении, нет ли у нас противоречий.  Мои люди очень идейные — это этичный бизнес, их концепция взвешенная и четкая. Они экологичны и в коммуникации, и в том, как они строят свое дело, очень натуральные: это практически всегда про здоровое питание, про интересную, аутентичную подачу. Они не копируют — они создают — это творцы. Все мои клиенты —  очень творческие люди,  с творческим подходом к жизни. Они ценят ручной труд и понимают, что все это не так просто. Еще мой человек - тот, кто сразу понимает, что один в один с образцами не выйдет, что фабрики не будет, и если есть такое понимание, и они говорят «да-да круто, сделай нам свое - мы хотим, чтобы это было то, что ты делаешь» - это мои люди.

А расскажи про процесс создания, про свой стиль - ведь он так отличается от керамики, которая сейчас больше на виду ?

 

   - Ну вообще я не могу сказать, что я нашла свой стиль. Я постоянно ищу и исследую возможности. Меня вдохновляет и зажигает материал — глина. Ведь сам материал очень красивый и тактильный, его не хочется прятать под слой глазури, под яркие цвета, под декор. Я кинестетик и мне все нужно трогать,  поэтому тактильные впечатления для меня так важны. И когда ты ищешь, чтобы такое сделать, ты должен наблюдать за собой и понимать, что тебе нравится и что тебе откликается — 

я люблю землю, люблю камни. Разные материалы заставляют подумать «а на что ты хочешь чтобы были похожи твои изделия» ?

 

 

А есть изменения в стиле за три года ?

   

   - Есть что-то единое и есть новое. Мне нравились тактильные вещи, но я не всегда понимала как сделать так, как мне хочется. У меня была концепция, представление, но технических навыков было сильно недостаточно, чтобы сделать точную, выверенную, минималистичную вещь, очищенную от деталей. Когда ты делать не умеешь, ты начинаешь украшать — это неизбежно. Поэтому, если работа перегружена деталями и декором,   это часто не потому, что так задумано, а просто мастеру не хватило навыков, чтобы выразить свою идею. У меня была такая проблема, я пыталась декорировать, чтобы выровнять впечатление, и постепенно, в течение всего этого времени, я убирала лишнее.

 

Я могу петь и слушать музыку еще громче, когда совсем упадок, но когда у меня есть энергия —

мне не нужны эти дополнительные стимуляции 

А в начале ты делала только для себя или уже на заказ? 

 

   - Ты знаешь, я в начале ничего не продавала практически, делала для себя, потому что мне надо было научиться — я училась целенаправленно, знала, что хочу заниматься этим профессионально. Три года назад главной причиной увольнения было как раз то, что я осознала, что с текущей рабочей загрузкой мне понадобятся долгие-долгие годы на то, чтобы овладеть мастерством в достаточной степени, чтобы сделать керамику своей профессией. . Решила уволиться, найти мастерскую, и работать каждый день, так шло первое время, но потом пришло лето, и я решила, что пора рассказать о себе и  пойти на маркет.

 

 

А как проходит твое обучение? 

 

- Изначально я пошла учиться в вечернюю студию в еврейском культурном центре с очень классными художниками - опытными ведущими мастерами. Туда отходила чуть больше года, потом начала заниматься дома самостоятельно. Я учусь постоянно, и если возникают какие-то проблемки, советуюсь с людьми, у которых больше опыта, чем у меня в этом деле, к счастью, таких людей очень много. Плюс читаю книжки, в основном западную периодику — на русском языке не очень много информации. Технология в керамике сложная, и с ней нужно постоянно развиваться. Что касается курсов и индивидуальных занятий, здорово, если у тебя есть четкий запрос: например, сейчас мне нужно научиться гончарить очень крупные изделия, и я, скорее всего, возьму пару занятий у человека, который сможет меня этому научить. Я уперлась в этом в потолок и есть подозрение, что просто делаю что-то неправильно. Получается, так ты решаешь свои проблемы точечно — как обратиться к врачу. Перенимать опыт у других людей—это классно и правильно!

 

 

А что особенно сильно вызывает наслаждение при работе?

 

- Гончарка, именно круг — поймать форму за хвост!

 

Расскажи подробнее о своем рабочем процессе:

 

- Я очень люблю работать с раннего утра, то есть в 8 я уже начинаю, ведь на свежую голову ты можешь больше сделать. Мне очень нравиться работать 1,5 часовыми отрезками - это оптимальное время, на которое ты можешь сконцентрироваться, и это научно доказано. И вот ты отмеряешь по полтора часа и начинаешь работу с перерывами по 20 минут- в первый перерыв я пью кофе, потом йога, потом где-то у меня будет небольшой перекус и к четырем дня стараюсь закончить рабочий день. В основном

я работаю в тишине, мне нравится, что утром очень тихо, шумит речка за окном, нет никаких шумов из соседних помещений, осенью и весной в мастерской полумгла, и тогда ты можешь сконцентрироваться и быстренько все сделать. Иногда, когда совсем упадок, я могу петь и слушать музыку еще громче, но когда у меня есть энергия — мне не нужны эти дополнительные стимуляции.

 

А какая музыка тебя спасает?

 

- Ты знаешь, это по настроению — может быть что-то спокойно, свинговое, это может быть классика, может быть что-то альтернативное.

 

А ты не боишься погрузиться в рутину с большими заказами? 

 

- Большие заказы не пугают, но под конец ты устаешь. Но если заказчик полностью с тобой совпадает и вам приятно коммуницировать — лучше сделать для него 340 изделий, чем по 10-15 и постоянно тратить время на лишнюю коммуникацию.

 

Как ты думаешь, почему вообще гончарка так резко вошла в нашу жизнь? 

 

   - Вообще это тенденция мировая, просто Россия немного запоздала в этом плане, потому что "бум"  уже имел место еще 5-10 лет назад в Европе и Штатах. . У  У нас постепенно, но повышается  уровень жизни, а вместе с ним и кругозор и уровень визуальной культуры.  Мы как потребители начали смотреть на то, как мы можем улучшить наш повседневный опыт, добавить в него эстетику. ! И начинаем с самого базового уровня—посуды — ведь это то, с чем мы взаимодействуем каждый день.

И с другой стороны появилось больше людей, которые стали заниматься гончаркой, ведь глина — это терапевтическая вещь и она затягивает. Ты, как керамист,  можешь замедлиться, не сгорая в офисе, и принести в жизнь что-то реальное, а не виртуальное.

 

 

Совсем недавно ты изменила «имя бренда» на свое, расскажи почему?

 

   - О хороший момент, мое объяснение такое: название было тем, чего на самом деле нет. Любое название оставляет иллюзию полноценного бизнеса: команды, клиентского сервиса, оптовых поставок—всего того, что я не в состоянии обеспечить. Мне показалось, что просто подписаться своим именем будет честнее. Мне важно, чтобы люди понимали, что всё делает один конкретный человек. 

 Это другая эмоциональная ценность продукта, и это совсем не про бизнес.